Принят на Педагогическом Совете МБДОУ Утверждаю: Протокол № 1 от 30.08.2024 заведующий МБДОУ № 405 ______________ М.О.Мурзина Приказ № 60-о от 30.08.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБДОУ детского сада № 405 «Родничок» Екатеринбург, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 405 «Родничок» (далее – МБДОУ № 405) является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательной деятельности в образовательном учреждении. Нормативной базой для составления плана образовательной деятельности МБДОУ № 405 являются: - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17. 10. 2013); - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 18.12.2020 г., регистрационный № 61573) ‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); - СанПиН 1.2.3685-21 «гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.01.21 г., регистрационный № 62296). Основными задачами учебного плана являются: - Регулирование объёма образовательной нагрузки в условиях образовательной деятельности; - Реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования в условиях организации образовательной деятельности. МБДОУ № 405 укомплектован детьми в возрасте от 2 до 7 лет, функционирует 6 групп. - 6 групп общеразвивающей направленности для детей в возрасте 2-7 лет; Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России. Содержание образовательной деятельности: * выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой, - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2015 г.; * ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019; * соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; * определяется в соответствии с направлениями развития ребенка (далее – образовательные области): - социально-коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - художественно-эстетическое развитие, - физическое развитие. * соответствует принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: 1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности. 2. Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений; развитие познавательноисследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы 3. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи; художественная литература. 4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивномодельная деятельность; музыкальная деятельность. 5. Образовательная область «Физическое развитие»: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура Образовательные области Базовый вид деятельности Познавательное развитие Социальнокоммуникативное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Познавательно-исследовательская формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы Игровая, коммуникативная, самообслуживание, элементарный бытовой труд социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности Речевая Развитие речи Изобразительная • Рисование • Лепка • Аппликация Музыка Двигательная (физическая культура в помещении) Двигательная (Физическая культура на прогулке) Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Чтение художественной литературы Дежурства Прогулка Игра Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития Образовательная деятельность в каждой возрастной группе не превышает допустимые нормы. В учебном плане предложено распределение основных видов деятельности, которое дает возможность ДОУ использовать модульный подход. Учебный план позволяет использовать принципы дифференциации и вариативности, а также обеспечивает своевременное познавательное, социальное и личностное развитие ребенка на каждом возрастном этапе его жизни. Решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательноисследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Цель обучения – оказание ребенку помощи в присвоении общечеловеческой культуры, в способах освоения окружающего, в способах создания нового. Обучение опирается не на то, что может ребенок сейчас, а на его потенциальные возможности. При обучении важно различать информацию и знания. Информацию можно передать, а знанием становится информация «знаемая», то есть та, которая стала регулятором деятельности. Объяснение – это не рассказ, так как, объясняя, необходимо учитывать, что знает другой человек, как воспринимает материал. Нельзя объяснять все, необходимо оставлять «белые пятна», которые ребенок заполняет сам. Организация диалогового общения на занятии. Диалог – личностное взаимодействие партнеров, где человек выражает себя. Единицы диалога: вопрос, ожидание ответа, реплика, обобщение высказывания, утверждение. Организация сотрудничества детей в процессе занятий. Отличительными свойствами образовательного процесса являются: -природосообразность, определяющая организацию образования с учетом природы ребенка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей; -компетентность, проявляющаяся в соединении охранно-оздоровительных диагностических, образовательно-развивающих стратегий деятельности ДОУ как условия успешности развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья; -развивающая ориентация образования детей, основанная на единстве процессов обучения и развития, опирающаяся на «зону ближайшего» развития, т.е. на созревающие, а не на уже созревшие функции ребенка; -целостность, предусматривающая обеспечение развития ребенка во взаимосвязи интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов; использование всех видов детской деятельности и наличие связей между ними; применение развивающего комплекса взаимосвязанных форм и методов обучения, адекватных содержанию образования; установление необходимых взаимосвязей между процессом обучения и его ресурсным обеспечением; -динамичность, проявляющаяся в обеспечении изменения образования в ДОУ с учетом требований социального заказа государства, микросоциального заказа семьи, учреждений образования: введение дополнительных образовательных услуг, использование новых программ и технологий, обновление форм организации образовательного процесса. Педагогические технологии, используемые в ДОУ: -личностно-ориентированная технология направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; терпимость к детским недостаткам. И идет от ребенка к развитию его способностей. Поэтому педагоги должны создавать каждому ребенку ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы каждый день, проведенный ребенком в детском саду, приносил ему радость, предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в специфических для дошкольников видах деятельности; - технология обучения в сотрудничестве – направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия, приводит к повышению статуса ребенка в социальных контактах и повышению компетентности ребенка в разных видах детской деятельности и в области отношений с другими людьми; - здоровьесберегающие технологии: ионизация воздуха, ароматерапия, точечный массаж, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, босохождение; - технология проектирования – направлена на обеспечение сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, на реализацию личностноориентированного подхода к образованию; - социо-игровые технологии – направлены на то, что «нужно не учить, а налаживать ситуацию». Налаживать для того, чтобы всем участникам захотелось доверять друг другу, чтобы каждому захотелось доверять и своему собственному опыту. В результате такого налаживания ситуации у обучаемых детей происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки. Социо-игровая технология ведения занятия – это организация занятия как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них. Различные формы работы с детьми организуются в первую и вторую половину дня. В первой половине дня во II младшей и средней группах планируются не более двух видов непрерывной непосредственно образовательной деятельности. В группах детей старшего дошкольного возраста непосредственно образовательная деятельность во второй половине дня планируются не чаще 1 раза в неделю, преимущественно музыкальнохудожественного направленности. Согласно СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, от 3 до 4 лет – не более 15 минут, от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей 5-6 лет – не более 25 минут, для детей 6-7 лет – не более 30 минут. Объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группе не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной – 45 минут. В середине времени, отведенного на занятия, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами занятиями - не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия. Чтение художественной литературы организуется ежедневно. Время для чтения определено в распорядке дня. Продолжительность чтения: 1015 минут - младший возраст; 15-20 минут – старший возраст. Домашние задания воспитанникам дошкольной образовательной организации не задают. Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 2 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: в группе раннего возраста – 10 мин., в младшей группе -15 мин., в средней группе - 20 мин., в старшей – 25 мин., в подготовительной – 30 мин. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе. Музыкальное развитие осуществляется музыкальным руководителем; физкультурное – инструктором по физической культуре. В МБДОУ № 405 не проводятся занятия с использованием компьютеров. Частично используется показ мультфильмов, детских познавательных передач по телевизору или через мультимедиа проектор. Санитарные требования к просмотру телепередач соблюдаются . В середине учебного года (январь) для детей организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется совместная деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного направления. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок. Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 405 Занятия Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с окружающим миром. Формирование элементарных математических представлений. Группа раннего возраста (2-3 года) количество неделя год 1 38 Средняя группа II младшая группа количество неделя год неделя 2 76 2 количество год Ознакомление с окружающим миром. Развитие речи. Художественная литература. Рисование Подготовительная группа количество количество неделя год неделя год 1 38 2 76 1 76 2 76 3 114 3 114 1 76 2 76 78 Формирование элементарных математических представлений. Физическая культура Старшая группа 3 114 3 114 3 114 2 76 1 38 1 38 1 38 1 76 2 76 1 0,5 0,5 2 38 19 19 76 1 0,5 0,5 2 38 19 19 76 0,5 0,5 2 19 19 76 0,5 0,5 2 19 19 76 10 380 10 300 10 300 15 570 Лепка Аппликация Музыка 1 38 2 76 Всего: 10 390 - в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17. 10. 2013); СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 18.12.2020 г., регистрационный № 61573) - в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2015 г. - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. Планирование образовательной деятельности День недели Понедельник Вторник Среда Группа раннего возраста (23) Физическая культура 8.45 – 8.55 Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа/1/ Подготовительная группа/2/ Физическая культура 8.45 – 9.00 Художественно – эстетическое развитие (музыка) 9.10 – 9.30 Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром) 9.20 – 9.30 Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) 9.30 – 9.45 Речевое развитие (развитие речи, художественная литература) 9.00 – 9.25 Художественно – эстетическое развитие (музыка) 8.45 – 8.55 Речевое развитие (развитие речи, художественная литература) 9.20– 9.30 Художественно эстетическое (музыка) 8.45 – 9.00 Речевое развитие (развитие речи, художественная литература) 9.30 - 9.45 Физическая культура на улице 11.00 – 11.20 Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) 9.00 – 9.30 Художественно – эстетическое развитие (музыка) 9.40 – 10.10 Речевое развитие (развитие речи, художественная литература) 10.20 – 10.50 Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) 9.00 – 9.30 Физическая культура 9.45 – 10.15 Познавательное развитие (конструирование) 10.35 – 11.05 Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) 9.00 – 9.30 Речевое развитие (развитие речи, художественная литература) 9.40 – 10.10 Художественно – эстетическое развитие (музыка) 10.20 – 10.50 Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) 9.00 – 9.30 Познавательное развитие (конструирование) 9.40 – 10.10 Физическая культура 10.25 – 10.55 Художественно эстетическое (рисование) 9.20 – 9.30 Художественно эстетическое (рисование) 9.00 – 9.15 Физическая культура 8.45 – 9.05 Художественно – эстетическое развитие (рисование, художественный труд) 9.00 – 9.30 Художественно – эстетическое развитие (рисование, художественный труд) 9.00 – 9.30 Художественно – развитие (музыка) 9.50 – 10.20 эстетическое Речевое развитие (развитие речи, художественная литература) 9.40 – 10.10 Речевое развитие (развитие речи, художественная литература) 10.40 – 11.10 Художественно – эстетическое развитие (музыка) 10.30 – 11.00 Художественно – эстетическое развитие (рисование, художественный труд) 9.00 – 9.25 Познавательное (формирование математических 9.00 – 9.30 Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) 9.00 – 9.30 Физическая культура 10.15 – 10.40 Физическая культура 9.40 – 10.10 – развитие Физическая культура на улице 10.50 – 11.00 Четверг Пятница Художественно эстетическое (музыка) 8.45 – 8.55 – развитие Познавательное (формирование элементарных математических представлений) 9.20 – 9.30 развитие Физическая культура 9.00 – 9.10 Художественно – эстетическое развитие (лепка/аппликация) 9.30 – 9.40 – развитие – развитие Физическая культура улице 11.10 – 11.25 Художественно эстетическое (музыка) 8.45 – 9.00 на – развитие Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений, конструирование) 9.30 – 9.45 Художественно – эстетическое развитие (лепка/аппликация) 9.10 – 9.25 Физическая культура 10.05 – 10.20 Познавательное (ознакомление с миром) 9.40 – 10.00 развитие окружающим Речевое развитие (развитие речи, художественная литература) 9.30 – 9.50 Художественно – эстетическое развитие (рисование) 9.30 – 9.50 Физическая культура 9.10 – 9.30 Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений, конструирование) 9.40 – 10.00 Художественно – эстетическое развитие (музыка) 9.00 - 9.20 Художественно – эстетическое развитие (лепка/аппликация) 9.30 – 9.50 Физическая культура улице 11.00-11.25 на Художественно – эстетическое развитие (музыка) 9.10 – 9.35 Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений, конструирование) 9.45 – 10.10 Физическая культура 9.15 – 9.40 Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) 10.10 – 10.35 Художественно – эстетическое развитие (музыка) 9.30 – 9.55 Художественно – эстетическое развитие (лепка/аппликация) 10.10 - 10.35 развитие элементарных представлений) Художественно – эстетическое развитие (лепка/аппликация) 9.40 – 10.10 Художественно – эстетическое развитие (лепка/аппликация) 10.20 – 10.50 Физическая культура на улице 11.10 – 11.40 Художественно – эстетическое развитие (рисование, художественный труд) 9.00 – 9.30 Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) 9.40 – 10.10 Физическая культура на улице 11.10 – 11.40 Художественно – эстетическое развитие (рисование, художественный труд) 9.00 – 9.30 Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) 9.40 – 10.10 Физическая культура 10.30 – 11.00