ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 405 «Родничок» ОГРН 1026605764790 ИНН 6664066659 / КПП 667901001 620085, г. Екатеринбург, ул. Агрономическая, 61 (343) 256-47-02 УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МБДОУ детский сад № 405 № 1-доп от «30» августа 2024 г. _________________М.О.Мурзина Дополнительная общеобразовательная программа «Роботрек» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 405 «РОДНИЧОК» Вид программы – общеразвивающий Направленность - техническая Вид деятельности – робототехника Полная продолжительность реализации программы – 11 месяцев ПРИНЯТО Педагогическим Советом МБДОУ Протокол № 1 от 30.08.2024 Екатеринбург, 2024 Содержание 1. Пояснительная записка …………………………………………………3 2. Учебный план……………………………………………………………6 3. Календарный учебный график ...………………………………………7 4. Учебно-тематический план..……………………………………………7 5. Планируемые результаты освоения программы ……………………..11 6. Организационно- педагогические условия реализации программы...12 7. Материально-техническое обеспечение программы ………………...12 8. Учебно-методический комплекс…….…………………………………12 2 1. Пояснительная записка Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде РОБОТРЕК, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. Работа с образовательными конструкторами позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Дополнительная образовательная программа «Роботрек» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей), соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ, регулирующими его деятельность: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" Программа по содержанию имеет научно-техническую направленность; по функциональному предназначению – учебно-познавательная рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети старшего дошкольного возраста. Робототехника является одним из 3 важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Направленность заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, формировании у дошкольников первичных представлений о технике и ее свойствах, назначении в жизни человека, представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками. Новизна программы состоит в том, что данная рабочая программа включает в себя углубленное изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач применительно к дошкольному возрасту. Актуальность программы обусловлена, с одной стороны, интересом общества охватить детей различными формами работы, способствующими формированию технической грамотности, начиная с дошкольного детства, с другой стороны, недостаточной представленностью в образовательных программах дошкольного образования видов деятельности и компонентов предметно-пространственной среды, способных пробудить интерес дошкольника к науке и технике. Образовательная робототехника отличается от игр с конструкторами или роботами тем, что направлена, в первую очередь, на создание благоприятных условий для приобщения детей к техническому творчеству, формированию у них первоначальных технических навыков, знакомству с основами строения технических объектов, а также в востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе и в естественнонаучном направлении и необходимости ранней пропедевтики технической профессиональной ориентации. Программа отвечает современным требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования – развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что обеспечивает реализацию «специфически детских» видов деятельности детей дошкольного возраста – игровой и конструктивной, а также является средством развития конструктивной деятельности детей. Программа нацелена не только на обучение детей способам соединения деталей, но и на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Робототехника открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие самостоятельность, социальные ответственность, качества как любознательность, взаимопонимание, навыки активность, продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. Ребенок-дошкольник получает дополнительные начальные знания в области 4 физики, механики, электроники и информатики. Отличительная особенность программы дополнительного образования - программа ориентирована на изучение основ робототехники с применением программируемых устройств. Преимуществом является необходимость программировать поведение создаваемых конструкций, при этом наличие электронных элементов (датчиков, моторов) позволяют создавать огромное разнообразие движущихся моделей и изучать основы робототехники. Дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма и написание программы. Цели, задачи программы дополнительного образования Цель: Развитие технического творчества, информационной культуры, познавательных и поисково-исследовательских навыков и формирование ранней технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста средствами робототехники. Задачи: - формировать первичные представления о робототехнике и технических моделях, их значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств; приобщать к научно-техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел; формировать умения строить модели по схемам; получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов; через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной жизни; развивать продуктивную (конструктивную) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приемов сборки робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных; развивать умения ориентироваться в пространстве; развивать навыки сотрудничества: работа в коллективе, команде, паре; развивать познавательные процессы: внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое); формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира; формировать представления о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей; воспитывать активность, самостоятельность, дисциплину, аккуратность и внимательность в 5 работе; воспитывать ценностное отношение к труду. Формы реализации программы. Групповая - занятия проводятся по группам с использованием дифференцированного подхода. Формой осуществления образовательного процесса являются учебные группы с постоянным составом, организованные по возрастному принципу. 2. Учебный план Наименование дополнительно й общеобразовате льной программы Роботрек Средняя группа Руководитель 4-5 лет Бергман Д.В. педагог дополнительного образования Старшая группа Подготовительна я группа 5-6 лет Объем ПОУ (часов /минут) в неделю 6-7 лет 1/ 20 мин 1/ 25 мин 1/ 30 мин Итого в месяц 4/ 1 час 20 мин 4/ 1 час 40 минут 4/ 2 часа Итого в год 39/ 13 часов 39/ 16 часов 25 мин 39/ 19 часов 6 3. Календарный учебный график Содержание Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года: первое полугодие второе полугодие Продолжительность учебной недели Продолжительность образовательной деятельности Сроки проведения развития детей Праздничные дни оценки Группа 02.09.2024 31.07.2025 45 недель 17 недель 28 неделя 5 дней Для детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 минут, детей от 6-ти до 8 лет – не более 30 минут индивидуального Сентябрь Июнь 04.11.2024 01.-09.01.2025 08.03.2025 01.05.2025 09.05.2025 4. Учебно-тематический план Программа дополнительного образования реализуется в 3 этапа: 1 этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг образовательного процесса на начало учебного года, окончательное формирование состава групп. 2 этап: развивающий. Цель: организация и проведение развивающей деятельности. 4 этап: итоговый Цель: мониторинг проведения образовательного процесса на конец учебного года. Воспитательные мероприятия: дидактические игры; конкурсы и игры; коллективные творческие дела. Работа с родителями: Посещение организованной деятельности родителями; Индивидуальные беседы. Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором». Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями. Выступления на родительских собраниях. Фотовыставки. Памятки. Выставки детских работ. 7 Возраст детей: 4 - 5 лет Месяц Тема/содержание работы Количество часов Сентябрь Знакомство с конструктором 2 Первые модели: стол, стул, телевизор Конструирование листоуборочного аппарата 2 Грызун Октябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Крутится – вертится (вентилятор, вертолет) 2 Спираль – что это? (улитка, слон) 2 В гости к русской сказке (волк, козленок) 2 Приключение льва и черепахи (лев, черепаха) 2 Высоко и низко (жираф, термит, страус) 2 Моя собственная сказка (лиса, барашек, бычок) 2 До чего дошел прогресс (аттракцион знаний) 2 Два мотора и два колеса 2 По морям и океанам (краб, морская черепаха, рыба) 2 На дне морском (краб, кальмар, рыба, машинка с прицепом) 2 На чем все это держится? (Мост, кресло, камера) 2 Принцип науки. Рычаг. (качели, горка) 2 Зубчатая передача (волчок) 2 Зубчатая передача (мельница) 2 Возраст детей: 5 - 6 лет Месяц Сентябрь Тема/содержание работы Количество часов 1й год 2й год Знакомство с конструктором Страна аттракционов. Полет на 2 Первые модели: стол, стул, меркурий телевизор Конструирование листоуборочного Страна аттракционов. Полет на 2 аппарата Венеру (грызун) Октябрь Крутится – вертится Страна аттракционов. Полет на 2 (вентилятор, вертолет) Марс Спираль – что это? (улитка, Страна аттракционов. Полет на 2 слон) Декабрь Юпитер В гости к русской сказке (волк, Гости 8 из прошлого. 2 козленок) Динозаврик Приключение льва и черепахи Рептилии. Крокодил 2 (лев, черепаха) Январь Высоко и низко (жираф, Царевна лягушка 2 термит, страус) Моя собственная сказка (лиса, Домик деда Мороза 2 барашек, бычок) Февраль До чего дошел прогресс Собачка 2 (аттракцион знаний) Два мотора и два колеса Кто кричит ку-ку –реку? 2 Петушок Март По морям и океанам (краб, Олененок 2 морская черепаха, рыба) На дне морском (краб, кальмар, Птица орел 2 рыба, машинка с прицепом) 2Апрель На чем все это держится? И снова в облака (самолет) 2 (Мост, кресло, камера) Принцип науки. Рычаг. И снова в облака (вертолет) 2 (качели, горка) Май Зубчатая передача (волчок) Техническое обслуживание 2 (автомобиль) Зубчатая передача (мельница) Мышка 2 Возраст детей: 6 - 7 лет Месяц Тема/содержание работы 1й год Сентябрь 2й год Знакомство Первые стол, часов 3й год с Страна конструктором Количество Знакомство с 2 аттракционов. Полет конструктором модели: на меркурий стул, (роботрек, малыш 2) Арт площадка телевизор Октябрь Конструирование Страна листоуборочного аттракционов. Полет аппарата (грызун) на Венеру Крутится вертится – Страна Рычаг (Качели) 2 Выше-дальше 2 аттракционов. Полет (кузнечик) 9 (вентилятор, на Марс вертолет) Спираль – что это? Страна (улитка, слон) Ноты, струны, 2 аттракционов. Полет музыка (гитара) на Юпитер Декабрь В гости к русской Гости из прошлого. Архитектура сказке (волк, Динозаврик 2 (башня) козленок) Приключение льва Рептилии. Крокодил Дрессировщик и (танцующий черепахи (лев, черепаха) Январь Высоко 2 медведь) и низко Царевна лягушка (жираф, термит, Дрессировщик 2 (слон) страус) Моя собственная Домик деда Мороза сказка Флагшток 2 Рыбалка (удочка) 2 (лиса, барашек, бычок) Февраль До чего дошел Собачка прогресс (аттракцион знаний) Два мотора и два Кто кричит ку-ку – Рыбалка (рыба) колеса Март реку? Петушок По морям и океанам Олененок (краб, 2 Жук 2 морская черепаха, рыба) На дне (краб, морском Птица орел Умный кальмар, (миксер) дом 2 рыба, машинка с прицепом) Апрель На чем держится? все это И снова в облака Техника в доме 2 (Мост, (самолет) (электросовок) кресло, камера) Принцип Рычаг. науки. И снова в облака Зубоочиститель (качели, (вертолет) горка) 10 2 Май Зубчатая передача Техническое Большая стирка 2 (волчок) обслуживание (отстирывающий (автомобиль) агрегат) Зубчатая передача Мышка Производство (мельница) (конвейер) 2 5. Планируемые результаты освоения программы В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие целевые ориентиры развития детей: Сформированы первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека; Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности; Умеет строить модели по разработанной схеме с помощью педагога; Знает основные понятия робототехники; Соблюдает правила безопасного поведения при работе с робототехникой; Развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими при работе с робототехникой; Владеет разными видами и формами творческо-технической игры, знаком с основными видами подвижных и неподвижных соединений; Создает действующие модели роботов; Проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности. 11 6. Организационно - педагогические условия реализации программы Спецификой данной программы дополнительного образования является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, развитие мотивации и способностей, охватывающий следующие направления развития: познавательное развитие: изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине; идентификация простых механизмов, работающих в модели; понимание и обсуждение критериев испытаний; создание действующих моделей; - социально-коммуникативное развитие: организация мозговых штурмов для поиска новых решений, обучение принципам совместной работы и обмена идеями; подготовка и проведение демонстрации модели; становление самостоятельности (умение распределять обязанности в группе, проявлять творческий подход в решении поставленной задачи); речевое развитие: общение в устной форме с использованием специальных терминов; описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и ее оформление визуальными и звуковыми эффектами с помощью моделирования. При распределении модулей программы учитывались основные принципы дидактики, возрастные и психофизиологические особенности детей. Основные формы и методы образовательной деятельности: Конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами; Словесный (беседа, рассказ, объяснение); Наглядный (показ, видеопросмотр, работа по схемам); Частично-поисковый (выполнение творческих заданий). 7. Материально-техническое обеспечение программы Развивающая предметно-пространственная среда Оборудование Комплект Роботрек Малыш - 1 Комплект Роботрек Малыш - 2 Схемы сборки (комплект) Демонстрационный материал Игрушки для обыгрывания Мультистудия Наборы лего education Robot time 4 в 1 8. Учебно-методический комплекс 1. УМК Малыш 1 (Junior (4-5)) 2. УМК Малыш 2 (Senior (5-6)) 12 Количество 5 5 2 1 5 1 3 9