ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 405 «Родничок»
ОГРН 1026605764790
ИНН 6664066659 / КПП 667901001
620085, г. Екатеринбург, ул. Агрономическая, 61 (343) 256-47-02
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего МБДОУ
детский сад № 405
№ 1-доп от «30» августа 2024 г.
_________________М.О.Мурзина
Дополнительная общеобразовательная программа
«Роботрек»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 405 «РОДНИЧОК»
Вид программы – общеразвивающий
Направленность - техническая
Вид деятельности – робототехника
Полная продолжительность реализации программы – 11 месяцев
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом МБДОУ
Протокол № 1 от 30.08.2024
Екатеринбург, 2024
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………………3
2. Учебный план……………………………………………………………6
3. Календарный учебный график ...………………………………………7
4. Учебно-тематический план..……………………………………………7
5. Планируемые результаты освоения программы ……………………..11
6. Организационно- педагогические условия реализации программы...12
7. Материально-техническое обеспечение программы ………………...12
8. Учебно-методический комплекс…….…………………………………12
2
1. Пояснительная записка
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда,
когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов
деятельности.
Деятельность выступает
как внешнее условие развития у ребенка
познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его
деятельность.
Значит,
образовательная
задача
состоит
в
организации
условий,
провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в
образовательной среде РОБОТРЕК, которая объединяет в себе специально скомпонованные
для занятий в группе комплекты, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко
сформулированную
образовательную
концепцию.
Работа
с
образовательными
конструкторами позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные
идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Изучая простые механизмы, ребята
учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное
конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Дополнительная образовательная программа «Роботрек» разработана в соответствии с
ФГОС дошкольного образования, с учетом особенностей образовательного учреждения,
образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных
представителей), соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми
актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ, регулирующими его
деятельность:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля,
25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об
утверждении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования".
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года №
706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
Программа
по
содержанию
имеет
научно-техническую
направленность;
по
функциональному предназначению – учебно-познавательная рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы: дети старшего дошкольного возраста. Робототехника является одним из
3
важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и
новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Направленность
заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей старшего
дошкольного возраста, формировании у дошкольников первичных представлений о технике и
ее свойствах, назначении в жизни человека, представлений о робототехнических устройствах
как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными
техническими характеристиками. Новизна программы состоит в том, что данная рабочая
программа включает в себя углубленное изучение ряда направлений в области
конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических
задач применительно к дошкольному возрасту.
Актуальность программы обусловлена, с одной стороны, интересом общества
охватить детей различными формами работы, способствующими формированию технической
грамотности,
начиная с дошкольного
детства,
с другой
стороны,
недостаточной
представленностью в образовательных программах дошкольного образования видов
деятельности и компонентов предметно-пространственной среды, способных пробудить
интерес дошкольника к науке и технике. Образовательная робототехника отличается от игр с
конструкторами или роботами тем, что направлена, в первую очередь, на создание
благоприятных условий для приобщения детей к техническому творчеству, формированию у
них первоначальных технических навыков, знакомству с основами строения технических
объектов, а также в востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, в
том числе и в естественнонаучном направлении и необходимости ранней пропедевтики
технической профессиональной ориентации. Программа отвечает современным требованиям
направления муниципальной и региональной политики в сфере образования – развитие основ
технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что обеспечивает
реализацию «специфически детских» видов деятельности детей дошкольного возраста –
игровой и конструктивной, а также является средством развития конструктивной
деятельности детей. Программа нацелена не только на обучение детей способам соединения
деталей, но и на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок
любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Робототехника открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы
приобретать
такие
самостоятельность,
социальные
ответственность,
качества
как
любознательность,
взаимопонимание,
навыки
активность,
продуктивного
сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на
позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение
пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное
мышление. Ребенок-дошкольник получает дополнительные начальные знания в области
4
физики, механики, электроники и информатики.
Отличительная особенность программы дополнительного образования - программа
ориентирована на изучение основ робототехники с применением программируемых
устройств.
Преимуществом
является
необходимость
программировать
поведение
создаваемых конструкций, при этом наличие электронных элементов (датчиков, моторов)
позволяют создавать огромное разнообразие движущихся моделей и изучать основы
робототехники. Дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку
алгоритма и написание программы.
Цели, задачи программы дополнительного образования
Цель: Развитие технического творчества, информационной культуры, познавательных и
поисково-исследовательских
навыков
и
формирование
ранней
технической
профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста средствами робототехники.
Задачи:
- формировать первичные представления о робототехнике и технических моделях, их
значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством
технических средств;
приобщать к научно-техническому творчеству: развивать умение постановки технической
задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и
материально осуществлять свой творческий замысел;
формировать умения строить модели по схемам;
получить
практические
навыки
конструктивного
воображения
при
разработке
индивидуальных или совместных проектов;
через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной
жизни;
развивать продуктивную (конструктивную) деятельность: обеспечить освоение детьми
основных приемов сборки робототехнических средств, составлять таблицы для отображения
и анализа данных;
развивать умения ориентироваться в пространстве;
развивать навыки сотрудничества: работа в коллективе, команде, паре;
развивать познавательные процессы: внимание, оперативную память, воображение,
мышление (логическое, комбинаторное, творческое);
формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира;
формировать представления о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой,
инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
воспитывать активность, самостоятельность, дисциплину, аккуратность и внимательность в
5
работе;
воспитывать ценностное отношение к труду.
Формы реализации программы.
Групповая
-
занятия
проводятся
по
группам
с
использованием
дифференцированного подхода.
Формой осуществления образовательного процесса являются учебные группы с
постоянным составом, организованные по возрастному принципу.
2. Учебный план
Наименование
дополнительно
й
общеобразовате
льной
программы
Роботрек
Средняя группа
Руководитель
4-5 лет
Бергман Д.В.
педагог дополнительного
образования
Старшая группа Подготовительна
я группа
5-6 лет
Объем ПОУ (часов /минут)
в неделю
6-7 лет
1/
20 мин
1/
25 мин
1/
30 мин
Итого в месяц
4/
1 час 20 мин
4/
1 час 40 минут
4/
2 часа
Итого в год
39/
13 часов
39/
16 часов 25 мин
39/
19 часов
6
3. Календарный учебный график
Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года:
первое полугодие
второе полугодие
Продолжительность учебной недели
Продолжительность образовательной деятельности
Сроки проведения
развития детей
Праздничные дни
оценки
Группа
02.09.2024
31.07.2025
45 недель
17 недель
28 неделя
5 дней
Для детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25
минут, детей от 6-ти до 8 лет – не более 30
минут
индивидуального Сентябрь
Июнь
04.11.2024
01.-09.01.2025
08.03.2025
01.05.2025
09.05.2025
4. Учебно-тематический план
Программа дополнительного образования реализуется в 3 этапа:
1 этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг образовательного процесса
на начало учебного года, окончательное формирование состава групп.
2 этап: развивающий. Цель: организация и проведение развивающей деятельности.
4 этап: итоговый Цель: мониторинг проведения образовательного процесса на конец учебного
года.
Воспитательные мероприятия:
дидактические игры; конкурсы и игры; коллективные творческие дела.
Работа с родителями:
Посещение организованной деятельности родителями;
Индивидуальные беседы.
Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
Выступления на родительских собраниях.
Фотовыставки.
Памятки.
Выставки детских работ.
7
Возраст детей: 4 - 5 лет
Месяц
Тема/содержание работы
Количество
часов
Сентябрь
Знакомство с конструктором
2
Первые модели: стол, стул, телевизор
Конструирование листоуборочного аппарата
2
Грызун
Октябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Крутится – вертится (вентилятор, вертолет)
2
Спираль – что это? (улитка, слон)
2
В гости к русской сказке (волк, козленок)
2
Приключение льва и черепахи (лев, черепаха)
2
Высоко и низко (жираф, термит, страус)
2
Моя собственная сказка (лиса, барашек, бычок)
2
До чего дошел прогресс (аттракцион знаний)
2
Два мотора и два колеса
2
По морям и океанам (краб, морская черепаха, рыба)
2
На дне морском (краб, кальмар, рыба, машинка с прицепом)
2
На чем все это держится? (Мост, кресло, камера)
2
Принцип науки. Рычаг. (качели, горка)
2
Зубчатая передача (волчок)
2
Зубчатая передача (мельница)
2
Возраст детей: 5 - 6 лет
Месяц
Сентябрь
Тема/содержание работы
Количество
часов
1й год
2й год
Знакомство с конструктором
Страна аттракционов. Полет на 2
Первые модели: стол, стул, меркурий
телевизор
Конструирование
листоуборочного
Страна аттракционов. Полет на 2
аппарата Венеру
(грызун)
Октябрь
Крутится
–
вертится Страна аттракционов. Полет на 2
(вентилятор, вертолет)
Марс
Спираль – что это? (улитка, Страна аттракционов. Полет на 2
слон)
Декабрь
Юпитер
В гости к русской сказке (волк, Гости
8
из
прошлого. 2
козленок)
Динозаврик
Приключение льва и черепахи Рептилии. Крокодил
2
(лев, черепаха)
Январь
Высоко
и
низко
(жираф, Царевна лягушка
2
термит, страус)
Моя собственная сказка (лиса, Домик деда Мороза
2
барашек, бычок)
Февраль
До
чего
дошел
прогресс Собачка
2
(аттракцион знаний)
Два мотора и два колеса
Кто
кричит
ку-ку
–реку? 2
Петушок
Март
По морям и океанам (краб, Олененок
2
морская черепаха, рыба)
На дне морском (краб, кальмар, Птица орел
2
рыба, машинка с прицепом)
2Апрель
На чем все это держится? И снова в облака (самолет)
2
(Мост, кресло, камера)
Принцип
науки.
Рычаг. И снова в облака (вертолет)
2
(качели, горка)
Май
Зубчатая передача (волчок)
Техническое
обслуживание 2
(автомобиль)
Зубчатая передача (мельница)
Мышка
2
Возраст детей: 6 - 7 лет
Месяц
Тема/содержание работы
1й год
Сентябрь
2й год
Знакомство
Первые
стол,
часов
3й год
с Страна
конструктором
Количество
Знакомство
с 2
аттракционов. Полет конструктором
модели: на меркурий
стул,
(роботрек, малыш
2) Арт площадка
телевизор
Октябрь
Конструирование
Страна
листоуборочного
аттракционов. Полет
аппарата (грызун)
на Венеру
Крутится
вертится
– Страна
Рычаг (Качели)
2
Выше-дальше
2
аттракционов. Полет (кузнечик)
9
(вентилятор,
на Марс
вертолет)
Спираль – что это? Страна
(улитка, слон)
Ноты,
струны, 2
аттракционов. Полет музыка (гитара)
на Юпитер
Декабрь
В гости к русской Гости из прошлого. Архитектура
сказке
(волк, Динозаврик
2
(башня)
козленок)
Приключение льва Рептилии. Крокодил
Дрессировщик
и
(танцующий
черепахи
(лев,
черепаха)
Январь
Высоко
2
медведь)
и
низко Царевна лягушка
(жираф,
термит,
Дрессировщик
2
(слон)
страус)
Моя
собственная Домик деда Мороза
сказка
Флагшток
2
Рыбалка (удочка)
2
(лиса,
барашек, бычок)
Февраль
До
чего
дошел Собачка
прогресс
(аттракцион
знаний)
Два мотора и два Кто кричит ку-ку – Рыбалка (рыба)
колеса
Март
реку? Петушок
По морям и океанам Олененок
(краб,
2
Жук
2
морская
черепаха, рыба)
На
дне
(краб,
морском Птица орел
Умный
кальмар,
(миксер)
дом 2
рыба, машинка с
прицепом)
Апрель
На
чем
держится?
все
это И снова в облака Техника в доме 2
(Мост, (самолет)
(электросовок)
кресло, камера)
Принцип
Рычаг.
науки. И снова в облака Зубоочиститель
(качели, (вертолет)
горка)
10
2
Май
Зубчатая передача Техническое
Большая
стирка 2
(волчок)
обслуживание
(отстирывающий
(автомобиль)
агрегат)
Зубчатая передача Мышка
Производство
(мельница)
(конвейер)
2
5. Планируемые результаты освоения программы
В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие целевые ориентиры развития
детей:
Сформированы первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека;
Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской
и творческо-технической деятельности;
Умеет строить модели по разработанной схеме с помощью педагога;
Знает основные понятия робототехники;
Соблюдает правила безопасного поведения при работе с робототехникой;
Развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими
при работе с робототехникой;
Владеет разными видами и формами творческо-технической игры, знаком с основными
видами подвижных и неподвижных соединений;
Создает действующие модели роботов;
Проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности.
11
6. Организационно - педагогические условия реализации программы
Спецификой данной программы дополнительного образования является подход к
выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий
действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность
каждого ребенка, развитие мотивации и способностей, охватывающий следующие
направления развития:
познавательное развитие: изучение процесса передачи движения и преобразования
энергии в машине; идентификация простых механизмов, работающих в модели; понимание
и обсуждение критериев испытаний; создание действующих моделей;
- социально-коммуникативное развитие: организация мозговых штурмов для поиска
новых решений, обучение принципам совместной работы и обмена идеями; подготовка и
проведение демонстрации модели; становление самостоятельности (умение распределять
обязанности в группе, проявлять творческий подход в решении поставленной задачи);
речевое развитие: общение в устной форме с использованием специальных
терминов; описание логической последовательности событий, создание постановки с
главными героями и ее оформление визуальными и звуковыми эффектами с помощью
моделирования.
При распределении модулей программы учитывались основные принципы
дидактики, возрастные и психофизиологические особенности детей.
Основные формы и методы образовательной деятельности:
Конструирование, программирование, творческие исследования, презентация
своих моделей, соревнования между группами;
Словесный (беседа, рассказ, объяснение);
Наглядный (показ, видеопросмотр, работа по схемам);
Частично-поисковый (выполнение творческих заданий).
7. Материально-техническое обеспечение программы
Развивающая предметно-пространственная среда
Оборудование
Комплект Роботрек Малыш - 1
Комплект Роботрек Малыш - 2
Схемы сборки (комплект)
Демонстрационный материал
Игрушки для обыгрывания
Мультистудия
Наборы лего education
Robot time 4 в 1
8. Учебно-методический комплекс
1. УМК Малыш 1 (Junior (4-5))
2. УМК Малыш 2 (Senior (5-6))
12
Количество
5
5
2
1
5
1
3
9