Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДОП Роботрек

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 405 «Родничок»
ОГРН 1026605764790
ИНН 6664066659 / КПП 667901001
 620085, г. Екатеринбург, ул. Агрономическая, 61  (343) 256-47-02

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего МБДОУ
детский сад № 405
№ 1-доп от «30» августа 2024 г.
_________________М.О.Мурзина

Дополнительная общеобразовательная программа
«Роботрек»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 405 «РОДНИЧОК»
Вид программы – общеразвивающий
Направленность - техническая
Вид деятельности – робототехника
Полная продолжительность реализации программы – 11 месяцев

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом МБДОУ
Протокол № 1 от 30.08.2024

Екатеринбург, 2024

Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………………3
2. Учебный план……………………………………………………………6
3. Календарный учебный график ...………………………………………7
4. Учебно-тематический план..……………………………………………7
5. Планируемые результаты освоения программы ……………………..11
6. Организационно- педагогические условия реализации программы...12
7. Материально-техническое обеспечение программы ………………...12
8. Учебно-методический комплекс…….…………………………………12

2

1. Пояснительная записка
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда,
когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов
деятельности.

Деятельность выступает

как внешнее условие развития у ребенка

познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его
деятельность.

Значит,

образовательная

задача

состоит

в

организации

условий,

провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в
образовательной среде РОБОТРЕК, которая объединяет в себе специально скомпонованные
для занятий в группе комплекты, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко
сформулированную

образовательную

концепцию.

Работа

с

образовательными

конструкторами позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные
идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Изучая простые механизмы, ребята
учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное
конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Дополнительная образовательная программа «Роботрек» разработана в соответствии с
ФГОС дошкольного образования, с учетом особенностей образовательного учреждения,
образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных
представителей), соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми
актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ, регулирующими его
деятельность:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля,
25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об
утверждении

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования".
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года №
706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"

Программа

по

содержанию

имеет

научно-техническую

направленность;

по

функциональному предназначению – учебно-познавательная рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы: дети старшего дошкольного возраста. Робототехника является одним из
3

важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и
новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Направленность
заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей старшего
дошкольного возраста, формировании у дошкольников первичных представлений о технике и
ее свойствах, назначении в жизни человека, представлений о робототехнических устройствах
как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными
техническими характеристиками. Новизна программы состоит в том, что данная рабочая
программа включает в себя углубленное изучение ряда направлений в области
конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических
задач применительно к дошкольному возрасту.
Актуальность программы обусловлена, с одной стороны, интересом общества
охватить детей различными формами работы, способствующими формированию технической
грамотности,

начиная с дошкольного

детства,

с другой

стороны,

недостаточной

представленностью в образовательных программах дошкольного образования видов
деятельности и компонентов предметно-пространственной среды, способных пробудить
интерес дошкольника к науке и технике. Образовательная робототехника отличается от игр с
конструкторами или роботами тем, что направлена, в первую очередь, на создание
благоприятных условий для приобщения детей к техническому творчеству, формированию у
них первоначальных технических навыков, знакомству с основами строения технических
объектов, а также в востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, в
том числе и в естественнонаучном направлении и необходимости ранней пропедевтики
технической профессиональной ориентации. Программа отвечает современным требованиям
направления муниципальной и региональной политики в сфере образования – развитие основ
технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что обеспечивает
реализацию «специфически детских» видов деятельности детей дошкольного возраста –
игровой и конструктивной, а также является средством развития конструктивной
деятельности детей. Программа нацелена не только на обучение детей способам соединения
деталей, но и на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок
любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Робототехника открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы
приобретать

такие

самостоятельность,

социальные
ответственность,

качества

как

любознательность,

взаимопонимание,

навыки

активность,
продуктивного

сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на
позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение
пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное
мышление. Ребенок-дошкольник получает дополнительные начальные знания в области
4

физики, механики, электроники и информатики.
Отличительная особенность программы дополнительного образования - программа
ориентирована на изучение основ робототехники с применением программируемых
устройств.

Преимуществом

является

необходимость

программировать

поведение

создаваемых конструкций, при этом наличие электронных элементов (датчиков, моторов)
позволяют создавать огромное разнообразие движущихся моделей и изучать основы
робототехники. Дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку
алгоритма и написание программы.

Цели, задачи программы дополнительного образования
Цель: Развитие технического творчества, информационной культуры, познавательных и
поисково-исследовательских

навыков

и

формирование

ранней

технической

профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста средствами робототехники.

Задачи:
- формировать первичные представления о робототехнике и технических моделях, их
значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством
технических средств;
 приобщать к научно-техническому творчеству: развивать умение постановки технической
задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и
материально осуществлять свой творческий замысел;
 формировать умения строить модели по схемам;


получить

практические

навыки

конструктивного

воображения

при

разработке

индивидуальных или совместных проектов;
 через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной
жизни;
 развивать продуктивную (конструктивную) деятельность: обеспечить освоение детьми
основных приемов сборки робототехнических средств, составлять таблицы для отображения
и анализа данных;
 развивать умения ориентироваться в пространстве;
 развивать навыки сотрудничества: работа в коллективе, команде, паре;
 развивать познавательные процессы: внимание, оперативную память, воображение,
мышление (логическое, комбинаторное, творческое);
 формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира;
формировать представления о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой,
инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
 воспитывать активность, самостоятельность, дисциплину, аккуратность и внимательность в
5

работе;
 воспитывать ценностное отношение к труду.

Формы реализации программы.
Групповая

-

занятия

проводятся

по

группам

с

использованием

дифференцированного подхода.
Формой осуществления образовательного процесса являются учебные группы с
постоянным составом, организованные по возрастному принципу.

2. Учебный план

Наименование
дополнительно
й
общеобразовате
льной
программы


Роботрек

Средняя группа
Руководитель
4-5 лет

Бергман Д.В.
педагог дополнительного
образования

Старшая группа Подготовительна
я группа

5-6 лет
Объем ПОУ (часов /минут)
в неделю

6-7 лет

1/
20 мин

1/
25 мин

1/
30 мин

Итого в месяц

4/
1 час 20 мин

4/
1 час 40 минут

4/
2 часа

Итого в год

39/
13 часов

39/
16 часов 25 мин

39/
19 часов

6

3. Календарный учебный график
Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года:
первое полугодие
второе полугодие
Продолжительность учебной недели
Продолжительность образовательной деятельности
Сроки проведения
развития детей
Праздничные дни

оценки

Группа

02.09.2024
31.07.2025
45 недель
17 недель
28 неделя
5 дней
Для детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25
минут, детей от 6-ти до 8 лет – не более 30
минут
индивидуального Сентябрь
Июнь
04.11.2024
01.-09.01.2025
08.03.2025
01.05.2025
09.05.2025

4. Учебно-тематический план
Программа дополнительного образования реализуется в 3 этапа:
1 этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг образовательного процесса
на начало учебного года, окончательное формирование состава групп.
2 этап: развивающий. Цель: организация и проведение развивающей деятельности.
4 этап: итоговый Цель: мониторинг проведения образовательного процесса на конец учебного
года.
Воспитательные мероприятия:
дидактические игры; конкурсы и игры; коллективные творческие дела.
Работа с родителями:
 Посещение организованной деятельности родителями;
 Индивидуальные беседы.
 Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
 Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
 Выступления на родительских собраниях.
 Фотовыставки.
 Памятки.
 Выставки детских работ.

7

Возраст детей: 4 - 5 лет
Месяц

Тема/содержание работы

Количество
часов

Сентябрь

Знакомство с конструктором

2

Первые модели: стол, стул, телевизор
Конструирование листоуборочного аппарата

2

Грызун
Октябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Крутится – вертится (вентилятор, вертолет)

2

Спираль – что это? (улитка, слон)

2

В гости к русской сказке (волк, козленок)

2

Приключение льва и черепахи (лев, черепаха)

2

Высоко и низко (жираф, термит, страус)

2

Моя собственная сказка (лиса, барашек, бычок)

2

До чего дошел прогресс (аттракцион знаний)

2

Два мотора и два колеса

2

По морям и океанам (краб, морская черепаха, рыба)

2

На дне морском (краб, кальмар, рыба, машинка с прицепом)

2

На чем все это держится? (Мост, кресло, камера)

2

Принцип науки. Рычаг. (качели, горка)

2

Зубчатая передача (волчок)

2

Зубчатая передача (мельница)

2

Возраст детей: 5 - 6 лет
Месяц
Сентябрь

Тема/содержание работы

Количество
часов

1й год

2й год

Знакомство с конструктором

Страна аттракционов. Полет на 2

Первые модели: стол, стул, меркурий
телевизор
Конструирование
листоуборочного

Страна аттракционов. Полет на 2
аппарата Венеру

(грызун)
Октябрь

Крутится

–

вертится Страна аттракционов. Полет на 2

(вентилятор, вертолет)

Марс

Спираль – что это? (улитка, Страна аттракционов. Полет на 2
слон)
Декабрь

Юпитер

В гости к русской сказке (волк, Гости
8

из

прошлого. 2

козленок)

Динозаврик

Приключение льва и черепахи Рептилии. Крокодил

2

(лев, черепаха)
Январь

Высоко

и

низко

(жираф, Царевна лягушка

2

термит, страус)
Моя собственная сказка (лиса, Домик деда Мороза

2

барашек, бычок)
Февраль

До

чего

дошел

прогресс Собачка

2

(аттракцион знаний)
Два мотора и два колеса

Кто

кричит

ку-ку

–реку? 2

Петушок
Март

По морям и океанам (краб, Олененок

2

морская черепаха, рыба)
На дне морском (краб, кальмар, Птица орел

2

рыба, машинка с прицепом)
2Апрель

На чем все это держится? И снова в облака (самолет)

2

(Мост, кресло, камера)
Принцип

науки.

Рычаг. И снова в облака (вертолет)

2

(качели, горка)
Май

Зубчатая передача (волчок)

Техническое

обслуживание 2

(автомобиль)
Зубчатая передача (мельница)

Мышка

2

Возраст детей: 6 - 7 лет
Месяц

Тема/содержание работы
1й год

Сентябрь

2й год

Знакомство
Первые
стол,

часов

3й год

с Страна

конструктором

Количество
Знакомство

с 2

аттракционов. Полет конструктором

модели: на меркурий
стул,

(роботрек, малыш
2) Арт площадка

телевизор

Октябрь

Конструирование

Страна

листоуборочного

аттракционов. Полет

аппарата (грызун)

на Венеру

Крутится
вертится

– Страна

Рычаг (Качели)

2

Выше-дальше

2

аттракционов. Полет (кузнечик)
9

(вентилятор,

на Марс

вертолет)
Спираль – что это? Страна
(улитка, слон)

Ноты,

струны, 2

аттракционов. Полет музыка (гитара)
на Юпитер

Декабрь

В гости к русской Гости из прошлого. Архитектура
сказке

(волк, Динозаврик

2

(башня)

козленок)
Приключение льва Рептилии. Крокодил

Дрессировщик

и

(танцующий

черепахи

(лев,

черепаха)
Январь

Высоко

2

медведь)
и

низко Царевна лягушка

(жираф,

термит,

Дрессировщик

2

(слон)

страус)
Моя

собственная Домик деда Мороза

сказка

Флагшток

2

Рыбалка (удочка)

2

(лиса,

барашек, бычок)
Февраль

До

чего

дошел Собачка

прогресс
(аттракцион
знаний)
Два мотора и два Кто кричит ку-ку – Рыбалка (рыба)
колеса
Март

реку? Петушок

По морям и океанам Олененок
(краб,

2

Жук

2

морская

черепаха, рыба)
На

дне

(краб,

морском Птица орел

Умный

кальмар,

(миксер)

дом 2

рыба, машинка с
прицепом)
Апрель

На

чем

держится?

все

это И снова в облака Техника в доме 2

(Мост, (самолет)

(электросовок)

кресло, камера)
Принцип
Рычаг.

науки. И снова в облака Зубоочиститель
(качели, (вертолет)

горка)

10

2

Май

Зубчатая передача Техническое

Большая

стирка 2

(волчок)

обслуживание

(отстирывающий

(автомобиль)

агрегат)

Зубчатая передача Мышка

Производство

(мельница)

(конвейер)

2

5. Планируемые результаты освоения программы
В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие целевые ориентиры развития
детей:
 Сформированы первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека;
 Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской
и творческо-технической деятельности;
 Умеет строить модели по разработанной схеме с помощью педагога;
 Знает основные понятия робототехники;
 Соблюдает правила безопасного поведения при работе с робототехникой;
 Развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими
при работе с робототехникой;
 Владеет разными видами и формами творческо-технической игры, знаком с основными
видами подвижных и неподвижных соединений;
 Создает действующие модели роботов;
 Проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности.

11

6. Организационно - педагогические условия реализации программы
Спецификой данной программы дополнительного образования является подход к
выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий
действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность
каждого ребенка, развитие мотивации и способностей, охватывающий следующие
направления развития:
 познавательное развитие: изучение процесса передачи движения и преобразования
энергии в машине; идентификация простых механизмов, работающих в модели; понимание
и обсуждение критериев испытаний; создание действующих моделей;
- социально-коммуникативное развитие: организация мозговых штурмов для поиска
новых решений, обучение принципам совместной работы и обмена идеями; подготовка и
проведение демонстрации модели; становление самостоятельности (умение распределять
обязанности в группе, проявлять творческий подход в решении поставленной задачи);
 речевое развитие: общение в устной форме с использованием специальных
терминов; описание логической последовательности событий, создание постановки с
главными героями и ее оформление визуальными и звуковыми эффектами с помощью
моделирования.
При распределении модулей программы учитывались основные принципы
дидактики, возрастные и психофизиологические особенности детей.
Основные формы и методы образовательной деятельности:
 Конструирование, программирование, творческие исследования, презентация
своих моделей, соревнования между группами;
 Словесный (беседа, рассказ, объяснение);
 Наглядный (показ, видеопросмотр, работа по схемам);
 Частично-поисковый (выполнение творческих заданий).

7. Материально-техническое обеспечение программы
Развивающая предметно-пространственная среда
Оборудование
Комплект Роботрек Малыш - 1
Комплект Роботрек Малыш - 2
Схемы сборки (комплект)
Демонстрационный материал
Игрушки для обыгрывания
Мультистудия
Наборы лего education
Robot time 4 в 1

8. Учебно-методический комплекс
1. УМК Малыш 1 (Junior (4-5))
2. УМК Малыш 2 (Senior (5-6))

12

Количество
5
5
2
1
5
1
3
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».