ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 405 «Родничок» ОГРН 1026605764790 ИНН 6664066659 / КПП 667901001 620085, г. Екатеринбург, ул. Агрономическая, 61 (343) 256-47-02 УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МБДОУ детский сад № 405 № 1-доп от «30» августа 2024 г. _________________М.О.Мурзина Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 405 «РОДНИЧОК» Вид программы – общеразвивающий Направленность – художественная Вид деятельности – изобразительное искусство Полная продолжительность реализации программы – 11 месяцев ПРИНЯТО Педагогическим Советом МБДОУ Протокол № 1 от 30.08.2024 Екатеринбург, 2024 Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ……….…………..3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….3 1.2. Цели и задачи программы………………...………………………….....…6 1.3. Содержание программы .............................................................................7 1.4. Планируемые результаты..........................................................................13 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.................... 14 2.1. Календарный учебный график..................................................................... 14 2.2. Условия реализации программы.................................................................. 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….……………..………….16 2 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия декоративного творчества» является программой художественной направленности и имеет общекультурный уровень освоения. Программа составлена на основе нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». - Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг. - Национальная стратегия действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017 гг., направленная на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. - Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 гг.». - Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г. - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». - Письмо Минобрнауки РФ от 11.12. 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» «Положение о дополнительных общеобразовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения». Актуальность данной программы определяется возрастающим вниманием к развитию творческой активности у детей. Отличительная особенность программы Оптимальной художественно-эстетического воспитания формой детей построения средствами процесса народного искусства выступают интегрированные занятия, вобравшие в себя сведения из истории, литературы, технологии, изобразительного искусства, черчения. 3 Программа включает в себя разделы: 1. «Мастерская королевы кисточки» -ИЗО 2. «Скульптор»- лепка из пластилина и соленого теста 3. «Аппликации из нетрадиционных материалов» Программа позволяет расширять представления детей о многообразии техник декоративно-прикладного творчества. Продолжает учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Содержание программы опирается на общедидактические принципы: связь с жизнью, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей. Содержание программы предполагает расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов; знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением; самостоятельное создание детьми декоративных изделий. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной стилизации перспективе, форм, цветоведении, правилах лепки, композиции, рисования, декоративной красоте природы и человеческих чувств. . Отличительными особенностями являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 4 3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. Достижение планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. 5. При планировании содержаний занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме. Адресат программы. Воспитанники МБДОУ детского сада № 405 в возрасте от 3 до 7 лет. Набор учащихся свободный. Объем реализации программы. Для освоения программы необходимо 42 академических часа. Срок реализации программы. Срок реализации Программы 11 месяцев. Режим занятий: 1 раз в неделю: 20 минут дети 3-4 лет; 25 минут дети 5-6 лет; 30 минут дети 6-7 лет. Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения очная. В данной программе обучение направлено на использование многообразных художественных техник, материалов и их чередование в учебном процессе, чтобы сделать обучение увлекательным и результативным. 5 1.2. Цели и задачи программы. Цель. Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное искусство. Задачи: Обучающиеся: Знакомство с историей возникновения и развития художественных направлений; Дать представление о названии, значении и правилах пользования ручными инструментами; Дать представление о нетрадиционных видах рисования; Научить простым приемам изготовления изделия из теста и пластилина; Сформировать навыки подбора материала для изготовления изделий из теста, бумаги; • Обучать различным приемам работы с бумагой. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук детей; Обогащать словарный запас детей; Расширение кругозора в отношении культуры и истории нашей Родины; Развитие аккуратности, самостоятельности, усердия, умение распределять свои усилия во времени и пространстве, в т.ч. в разновозрастной социальной среде, выполнять правила. Развитие коммуникативных навыков: способность к сотрудничеству, способность взаимопомощи Воспитательные: • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность; • Приобщение к эстетической культуре; • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей; 6 • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций в работе с различными материалами; 1.3. Содержание программы. Учебный план. № Раздел и тема. 1. Мастерская королевы кисточки 2. Аппликации из традиционных и нетрадиционных материалов Скульптор 3. Всего Количество часов. часов. Теория Практика 14 0,5 13,5 Итого: 14 0,5 13,5 14 0,5 13,5 42 1,5 40,5 Формы контроля Беседа, наблюдение, коллективный анализ работ Беседа, наблюдение, коллективный анализ работ Беседа, наблюдение, коллективный анализ работ РАЗДЕЛ 1. МАСТЕРСКАЯ КОРОЛЕВЫ КИСТОЧКИ. Тема 1.1. Введение. «Королева-кисточка рассказывает». Условия безопасной работы Теория: выявление интересов и мотивов у учащихся. Способы рисования сюжет по замыслу: «Королева-кисточка рассказывает». Правила внутреннего распорядка. Техника безопасности. Практика: выполнение задания: «Как я провёл лето» (материалы графики или живописи на выбор). Тема 1.2. Изобразительные свойства акварели Теория: живопись, как язык цвета. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Цвет и его нюансы. Насыщенность цвета и его образное звучание. Основные цвета. Холодные и тёплые гаммы цветов. Цветовой круг. Знакомство со спектром. Мнемонический приём для запоминания последовательности цветовых дуг в радуге («Каждый охотник 7 желает знать, где сидит фазан»). Передача осеннего колорита, техника рисования акварельными красками («по - сырому», лессировка). Дополнительные цвета. Рисование осенних листьев с натуры. Отработка приёма рисования листиков в разных направлениях. Плавное движение. Приём «размыть пятно». Композиционные приёмы. Палитра. Правила смешивания красок для получения сложных оттенков. Репродукции великих художников (И.Шишкин, Саврасов, И.Левитан.). Создание выразительного образа красавицы золотой осени. Смешивание тёплых цветов. Отработка приёма: «примакивание» кисти ребром. Ход работы: от светлого к тёмному. Передача настроения в картинах русского художника Саврасова. Передача чувств через иллюстративный материал. Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте.). Богатство оттенков от светло серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Рисование образа дождя. Ограниченная палитра. Практика: выполнение заданий: «Краски осени», «Танец дружных красок», «Сказочные коврики». Выполнение задания: «Радуга – дуга», отработка приёма: рисование непрерывных красочных линий. Выполнение 11 задания: «Осенние листья». Выполнение задания: «Золотая осень». Выполнение задания: «Грустный дождик». Тема 1.3. Изобразительные свойства гуаши Теория: прославленное искусство кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Кружевные изделия (салфетки, воротнички, платочки, занавески и пр.). Поиск аналогий между кружевами и другими композициями, например, природными объектами (морозные узоры на окне). Применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, трилистник, волнистая линия с узелками.). Отработка техники рисования концом кисти. Приёмы рисования гуашью. Особенности гуаши: плотность, тугая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, лёгкость смешивания. Ритм геометрических пятен. Отработка 8 приёма (ритм геометрических пятен). Композиционный ритм – это тип связи между фигурами живописных пятен на картинной плоскости. Холодная цветовая гамма. Практика: выполнение задания: «Морозные узоры», рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Выполнение задания: «Золотая рыбка». Отработка приёма - волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Рисование композиции: «Зимняя сказка». Тема 1.4. Жанры изобразительного искусства Теория: знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. Жанр - пейзаж. Эстетические переживания и чувства. Характер деревьев. Поиск оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуашевых красок. Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. Жанр - портрет. Картины известных художников-портретистов (Серов, Репин, Крамской). Пропорции лица человека. Холодная цветовая гамма. Передача особенности внешнего вида, характера и настроения. Поиск изобразительно - выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Пропорции лица человека. Просмотр иллюстраций по иконописи. Самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств. Передача особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека. Творческая работа. Фигура человека в одежде. Пропорции человека. Контраст холодных и тёплых цветов. Сказочно-былинный жанр. Самостоятельный отбор: содержание рисунка и способа передачи действий. Жанр – пейзаж. Пейзаж – это изображение природы. Картины знаменитых художников-пейзажистов (И.Э.Грабарь «Мартовский снег», А.К.Саврасов «Грачи прилетели»). Способы изображения птицы. Изобразительно - 12 выразительные средства гуаши. Использование тёплой палитры. Применение в композиции изобразительных свойств живописи: цвет, пятно, линия, точка. Практика: выполнение задания: «Зимний лес» по замыслу. Выполнение задания: «Портрет снегурочки». Рисование портрета «Моя мама». 9 Выполнение новогодней композиции «К нам едет Дед Мороз». Выполнение композиции: «Баба-яга». Выполнение композиции: «Волшебная птица Весны». Тема 1.5. Изобразительные техники Теория: знакомство с новой техникой – «граттаж». Тёплая гамма цветов. Поиск композиции в карандаше. Роспись фона в цвете. Натирание поверхности воском. Процарапывание. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Техника рисования на мятой бумаге, рисование ниточкой. Знакомство с новой техникой - «коллаж». Приёмы выполнения «коллажа». Материалы коллажа. Творческая работа. Свободный выбор материала. Практика: выполнение задания: «Новогодняя свеча». Выполнение задания: «Таинственные картинки», «Волшебная ниточка». Выполнение композиции: «Ёлочка-красавица». Тема 1.6. Изобразительные свойства графики Теория: понятия симметрия и асимметрия. Линия – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные. Выполнение декоративной композиции в круге. Зарисовки в карандаше. Знакомство с экзотическими растениями. Особенности внешнего вида. Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, восковых мелков. Ритм пятен и линий. Рисование пейзажа с фантазийными цветами по мотивам экзотических растений. Практика: выполнение задания: «Фантастические цветы». Тема 1.7. Выставка «Танец дружных красок» Теория: способы организации выставки. Практика: оформление экспонатов на выставку 10 РАЗДЕЛ 2. «АППЛИКАЦИИ ИЗ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» Тема 2.1. Приёмы вырезания Теория: знакомство с ножницами, клеем, кисточкой. Отработка навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник. Отработка навыка аккуратной работы. Ритм цветовых пятен. Цветной картон. Практика: выполнение композиции: «Коврик для котика». Тема 2.2. Вырезание симметричных форм Теория: уникальная техника китайского искусства вырезания фигур из бумаги. История возникновения художественного вырезания. Техника вырезания симметричных форм и узоров: зеркальная, в полосе, в круге. Практика: выполнение задания: «Симметрия и образ». Тема 2.3. Вырезание путём складывания Теория: способы планирования работы, организованного последовательного исполнения. Коллективная работа. Техника вырезания путём складывания. Законы композиции. Композиционный приём: выделение главного. Цветная бумага, серый или белый фон. Контраст. Практика: выполнение композиции: «Цветочная сказка». Выполнение композиции: «Бабочки». Тема 2.4. Полуобъёмная композиция Теория: мозаика – одно из самых древних искусств. Знакомство с произведениями мозаики (искусство Зураба Церетели). Полуобъёмная композиция. Способы выполнения мозаики. Практика: выполнение полуобъёмной композиции. Коллективная работа. Выполнение творческой полуобъёмной композиции: «Дерево чудес». Декорирование бабочками. Тема 2.5. Выполнение орнаментального ряда Теория: знакомство с архитектурными сооружениями. Орнаменты: плоские, рельефные, орнаментальный ряд. Особенности орнамента. Мотив. Чередование цвета и формы. 11 Практика: выполнение задания: «Город бумагопластики». Тема 2.6. Вырезание из геометрических форм Теория: способы составления фигурок из вырезанных простых геометрических форм. Практика: выполнение коллективной композиции: «Подводный мир». Тема 2.7. Выставка работ по теме Теория: способы организации выставки. Практика: оформление экспонатов на выставку. РАЗДЕЛ 3. СКУЛЬПТУРА. Тема 3.1 Способы и приёмы лепки Теория: Способы комбинированный. лепки: Приёмы скульптурный, лепки: конструктивный, прищипывание, разминание, сплющивание, скатывание, вдавливание, заострение, соединение. Рельефная лепка. Формообразование, движения: шар, овал, колбаски. Лепка блюда с фруктами. Конструктивный способ лепки. Приёмы смешивания пластилина. Формообразующие движения. Передача специфики камня. Декор из разных материалов. Создание образа из пластилина. Отработка приёма рельефной лепки – пластилиновая «живопись». Приём лепки – цветовая растяжка. Комбинированный способ лепки. Беседа о маме. Творческая работа из солёного теста. Объёмная лепка корзиночки из жгутиков, имитируя технику плетения. Лепка объёмных цветов. Практика: выполнение задания: «Натюрморт». Выполнение задания: «Каменный цветок». Выполнение композиции: «Морское дно». Выполнение подарка маме. Роспись гуашью. Тема 3.2. Лепка скульптурным способом Теория: техника лепки скульптурным способом. Объём - основа языка пластического «искусства». Формообразующие движения. Лепка из целого куска с добавлением деталей. Отработка приёма - прищипывания. Практика: выполнение задания: «Сад динозавров». 12 Тема 3.3. Лепка в технике полуобъём Теория: знакомство с понятием «Объём», «Полуобъём». Лепка из солёного теста. Отработка приёма полуобъём. Создание сказочного образа. Стеки, палочки. Практика: выполнение задания: «Сказка». Тема 3.4. Рельефная лепка Теория: способы выполнения рельефной лепки. Применение приёмов: процарапывание, прищипывание. Практика: выполнение творческого задания: «Абракадабрик». Раздел 4 Промежуточная (итоговая) аттестация Теория: тест. Практика: выставка. 1.4 . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: • будут проявлять интерес к истории и культуре нашего народа; • научатся видеть красивое вокруг себя, передавать свои впечатления, проявлять эмоциональное отношение к окружающей действительности и выражать его через свое творчество; • будут знать правила поведения на занятиях и в игровом творческом процессе. Метапредметные результаты: • научаться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей • научатся адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарища, родителя и других людей • смогут контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; • будут уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности • научатся формулировать собственное мнение и позицию Предметные результаты: 13 • приобретут трудовые навыки и умения, для овладения традиционными способами обработки различных материалов. • получат представление о различных видах и техниках декоративноприкладного искусства; • научатся различать различные техники декоративно – прикладного творчества; • приобретут практические умения по работе с соленым тестом, глиной и пластилином, различными изобразительными материалами; 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Полугодия 1 полугодие 2 полугодие Дата начала обучения по программе 02 сентября 9 января Дата окончания обучения по программе. 31 декабря 31 июля Всего учебных недель. 17 28 Количество учебных часов 34 56 Режим занятий 2 раза в неделю 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Кабинет, стулья, столы. Учебное оборудование, материалы, для изобразительной деятельности. Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Информационное обеспечение: Демонстрационный и раздаточный материал: репродукции произведений живописи и графики, папки с демонстрационным материалом: «Бумажное творчество», «Рисунки ниточкой, «9 мая», «Пейзаж, портрет, натюрморт», «Флора», «Фауна», «Птицы, «Космос», «Декоративно прикладное искусство», «Осень», «Зима» «Весна», «Наброски в карандаше», 14 детские работы, как примеры для выполнения творческих заданий, таблицы последовательного рисования, шаблоны, трафареты. Аудио-материалы: серия «Наедине с природой» «Лес, птицы, дождь, гроза»; Вивальди «Времена года». Дидактический материал: муляжи для рисования; предметы для натурной постановки (вазы, самовар, корзинки, чайники и др.); игры: «Подбери подружек», «Времена года», «Подбери цвет к предмету», «Жанры живописи», «Составь портрет», «Из чего состоит пейзаж», «Составь натюрморт», «Что рисовал художник?»; игра-викторина «Из какой сказки прилетела птица?»; игра-эстафета «Весёлый узор»; художественно- дидактическая игра «Узнай на ощупь»; художественно-дидактическая игра «Узнай цветок». Формы контроля/аттестации и оценочные материалы Входной контроль проводится в сентябре (по окончанию набора учащихся в объединение). Цель – определение уровня или степени творческих способностей в начале цикла обучения. Промежуточный контроль проводится с целью изучения динамики освоения предметного содержания учащимся, личностного развития, взаимоотношений в коллективе в форме экспресс-выставки. Формы контроля: педагогическое наблюдение, устный опрос, экспрессвыставка. Методические материалы: Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективное творчество, индивидуально-групповая. Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические. Формы учебного занятия: практическое занятие, комбинированное занятие, просмотр иллюстраций, игра, беседа. Педагогические технологии: развивающие технологии – это игровые технологии: дидактические игры, беседы об изобразительном искусстве. 15 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А.Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001; -264с. 2. Антипова М.А. Солёное тесто. Украшения и подарки. – Ростов н-/Д: Владис: М.: Рипол классик. 2010. – 448с. 3. Аристова В. История искусства для детей. Икона – М., Издательство Росмэн, 2002. 4. Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия, - М.: АСТ – Пресскнига, 2013-224с. 5. Дмитриева Н. Краткая история искусств М.: издательство «Галарт» «АСТ - Пресс», 2000. 6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Мозаика – синтез. - М., 2008. 7. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз» 2009. 8. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет Цветные ладошки. – М.: Издательский дом «Карапуз» 2007. 9. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. Педагогическое общество России М.: 2002. 10. Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет: Методика. – М.: Школьная Пресса, 2006. 11. Рокотов Ф. из собрания государственной Третьяковской галереи. М., «Изобразительное искусство», 1986. 12. Рони Орен Секреты пластилина. Учебное пособие, - М., Махаон, Азбука – Артикус, 2012. 29 13. Роспись по стеклу. Хобби клуб. ООО «АСТ – Пресс книга». М – 2013. 14. Саврасов А. из собрания государственной Третьяковской галереи. М., «Изобразительное искусство», 1986. 16 15. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Владос – М., 2002. 16. Стенли Молцмен Рисуем пейзаж (серия «Школа рисования»), ООО «Попурри», 2003. 17. Фиона Уотт. Большая энциклопедия поделок (350 идей для творчества). ЭКСМО. – М.,2009; 17