Здание ЖД вокзала
29.10.2022
"Прогулки
по Екатеринбургу. О городе через архитектуру".
Ворота города - здание
старого железнодорожного вокзала.
Продолжаем серию прогулок по Екатеринбургу знакомством с еще
одним важным для нашего города архитектурным произведением конца ХIХ века – зданием
старого железнодорожного вокзала.
В 1878 году через Екатеринбург прошла железная дорога, связавшая
город с Центральной Россией, что заметно оживило его торговлю, экономику и
строительство. В городе были построен вокзал (автор проекта — архитектор Петр
Павлович Шрейберг, строитель — Петр Ионович Губонин — русский купец 1-й
гильдии, промышленник и меценат) и привокзальная площадь.
Старый вокзал сохранился до наших дней, однако, застроенный со
всех сторон, он потерял свое прежнее градостроительное значение. А жаль, ведь
строительство этого здания в свое время обозначило новую веху развития
Екатеринбурга — это было отражение прогрессивных веяний русской архитектуры.
В архитектуре вокзальных зданий того времени господствовали идеи историзма,
обращенного к прошлому. По всей России вырастали вокзалы-игрушки в виде
средневековых замков или затейливых теремков, имитирующих старую Русь. В таком
же псевдорусском стиле был выстроен и первый железнодорожный вокзал
Екатеринбурга. Д.Н. Мамин- Сибиряк в очерке 1881 года так описал его: «Самое
здание его устроено в русском вкусе и поражает своим великолепием, так что
трудно сравнить московские, петербургские и нижегородские вокзалы с этим
произведением г. Губонина: низкие своды, вычурные колонны, массивная дубовая мебель,
словом, все на широкую ногу».
В объемной композиции здания выделены три выступающих вперед
ризалита, акцентирующих три входа, один из которых находится по центральной
оси. Этот вход дополнительно выделен пристроем типа древнерусского крыльца,
увенчанного башенкой-шатром. Обильная декорировка здания направлена на то,
чтобы подчеркнуть его национальные черты. Длинный ряд арочных окон увенчан
кокошниками; высокая железная кровля; в кирпичной кладке использован лекальный
кирпич, из которого выложены сложные декоративные украшения — наличники окон,
карниз, оформление углов башенок, фигурные столбики, поддерживающие центральный
шатер. Высокими шатрами акцентированы все три входа.
Декоративное убранство вокзала и прежде было ярким, полихромным.
Красный цвет кирпича сочетался с белыми декоративными деталями, веселым
шахматным рисунком кровли, изящными линиями кованых чугунных решеток.
Таким вокзал знают и сегодня екатеринбуржцы и гости города. Изменилось
градостроительное окружение привокзальной площади. Она обстроена новыми
современными зданиями, а напротив вокзала выросла девятиэтажное здание —
гостиница «Свердловск» (c 2007 года — «Маринс Парк Отель»).
Таким образом, идея создания «городских ворот», заложенная еще в
конце прошлого века, получила развитие в настоящее время.
В 2003 году после реконструкции здание было превращено в музей
истории, науки и техники Свердловской железной дороги под открытым небом.