Знакомство с числами
08.12.2023
Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности. Этапы формирования количественных представлений в дошкольном возрасте – дочисловая деятельность, овладение счетной деятельностью.
Для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности, необходимо, прежде всего, научить детей работать с множествами:
-видеть и называть существенные признаки предметов;
-видеть множество целиком;
-выделять элементы множества;
-называть множество (обобщающее слово) и перечислять его элементы;
-составлять множества из отдельных элементов и из подмножеств;
-делить множество на классы;
-упорядочивать элементы множества;
-сравнивать множества по количеству путем соотнесения один к одному;
-создавать равночисленные множества;
-объединять и разъединять множества (целое и части).
Счетная деятельность
Владение счетом включает в себя:
-знание слов-числительных и называние их по порядку;
-умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно-однозначное соответствие);
-выделение итогового числа.
Владение понятием числа включает в себя:
-понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.;
-понимание количественного и порядкового значения числа.
Представления о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя:
-знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа);
-знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);
-знание связей между соседними числами (больше, меньше).
Примеры игр на обучение счету:
Положи столько же
Покажи столько, сколько предметов
Отсчитай…
Сколько?
Драматизация сказки
Что изменилось?
Необходимо научить детей различать понятия:
Количество (свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов).
Число (абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств).
Цифра (знак для записи чисел).
Учить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной необходимо после знакомства с образованием числа.
Для закрепления записи цифр мы используем различные обследовательские действия:
· обведение пальцем,
· написание цифр пальцем в воздухе,
· «песчаные цифры,
· выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,
· лепка цифр из пластилина,
· написание цифр пальцем на крупе,
· штриховка контурных цифр,
· чтение известных литературных произведений.