УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МБДОУ детский сад № 405 № 1-доп от «30» августа 2024 г. _________________М.О.Мурзина Дополнительная общеобразовательная программа «Сказкотерапия» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 405 «РОДНИЧОК» Вид программы – общеразвивающий Направленность – социально-гуманитарная Вид деятельности – психология Полная продолжительность реализации программы – 11 месяцев ПРИНЯТО Педагогическим Советом МБДОУ Протокол № 1 от 30.08.2024 Екатеринбург, 2024 Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ...............................................................................3 1.1. Пояснительная записка.................................................................................................3 1.2. Цели и задачи программы.............................................................................................5 1.3. Содержание программы ...............................................................................................6 1.4. Планируемые результаты............................................................................................12 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.........................................12 2.1. Календарный учебный график....................................................................................12 2.2. Условия реализации программы ................................................................................13 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ............................................13 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................................14 2 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, мы, в первую очередь, понимаем под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях с использованием сказкотерапии педагог-психолог, работая с конкретными проблемами, находит их первопричину и помогает дошкольнику достичь внутренней гармонии. Потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Таким образом, задача психолога, или, иначе, сказкотерапевта, - изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт. Дополнительная образовательная программа «Сказкотерапия» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей), соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ, регулирующими его деятельность: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 3 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" Программа по содержанию имеет социально-гуманитарную направленность; по функциональному предназначению – учебно-познавательная рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети раннего, младшего, старшего дошкольного возраста. Актуальность программы Многие специалисты, изучающие детский возраст и работающие с детьми и семьями, отмечают, что за последние годы очень сильно изменилась картина детства. Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствуют о неблагополучии эмоционального здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, отмечается высокий уровень тревожности, высокий уровень агрессивности. Современное поколение воспитывается в мире гаджетов, дети помещены в мощное информационное поле, легко и быстро осваивает огромное количество информации. В связи с этим очень важно по – новому смотреть на развитие личности ребёнка, уделять внимание его эмоциональному равновесию. Все это делает остроактуальным сопровождение и развитие ребёнка дошкольного возраста. С этой целью была разработана и внедрена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказкотерапия». Была предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся развития ребёнка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей через сказкотерапию. Это позволит обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия, что выделено как одна из основных задач ФГОС ДО. Адресат программы: воспитанники МБДОУ детского сада № 405 в возрасте от 2 до 7 лет. Набор учащихся свободный. Объем и сроки реализации программы: 68 часа в год. Режим занятий: 2 раза в неделю 20 минут дети 3-4 лет; 25 минут дети 5-6 лет; 30 минут дети 6-7 лет. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса. Специфической особенностью организации образовательной деятельности является то, что период обучения делится на 2 уровня. Это даёт возможность более эффективно организовать 4 учебно-воспитательный процесс. Формы реализации программы. Групповая - занятия проводятся по группам с использованием дифференцированного подхода. Формой осуществления образовательного процесса являются учебные группы с постоянным составом, организованные по возрастному принципу. 1.2. Цели, задачи программы дополнительного образования Цель: Формирование гуманитарных знаний и готовности к самореализации дошкольников в системе социальных отношений посредством сказки. Задачи: Образовательные: 1.Обучать совместному рассказыванию, рассказыванию по кругу, сочинению собственных сказок. 2.Обучать составлению творческих импровизаций по сюжетам сказок. 3. Учить детей анализу и оценке поведения героев сказки. 4.Обучать детей умению осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние. Развивающие: 1.Развивать речь при помощи пересказов, рассказов от третьего лица. 2. Развивать коммуникативные способности. 3. Развивать творческие способности и воображение детей. 4.Развить любознательность, наблюдательность, внимание. Воспитательные: 1.Снижатьуровеньтревожности детей. 2. Воспитывать нравственные качества дошкольника. 3. Воспитывать культуру общения и поведения. 4. Повышать самооценку детей, их уверенность в себе 5 1.3. Содержание программы Учебный план Содержание учебно - тематического плана Наименование дополнительно Руководитель й общеобразоват ельной программы Васильева Алиса Андреевна педагог дополнительно го образования Итого в месяц Сказкотерапия Итого в год Ранний возраст, вторая младшая группа 2-4 года Средняя группа Старшая группа Подготовительна я группа 4-5 лет 5-6 лет Объем ПОУ (часов /минут) в неделю 6-7 лет 1/ 15 мин 1/ 20 мин 1/ 25 мин 1/ 30 мин 8/ 2 часа 8/ 2 часа 40 мин. 8/ 3 час 20 мин 8/ 4 часа 88/ 22 часа 88/ 29 часов 20 мин. 88/ 36 часов 40 мин. 88/ 44 часа Программа дополнительного образования реализуется в 3 этапа: 1 этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг образовательного процесса на начало учебного года, окончательное формирование состава групп. 2 этап: развивающий. Цель: организация и проведение развивающей деятельности. 4 этап: итоговый Цель: мониторинг проведения образовательного процесса на конец учебного года. Воспитательные мероприятия: дидактические игры; конкурсы и игры; коллективные творческие дела. Работа с родителями: Посещение организованной деятельности родителями; Индивидуальные беседы. Методические рекомендации «Песочная терапия». Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями. Выступления на родительских собраниях. 6 Фотовыставки. Памятки. Выставки детских работ. Возраст детей: 2-4 года Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Тема/содержание работы Количество часов «Путешествие в «Мир сказки» - знакомство 2 Знакомство с песком 2 Знакомство с театром. Куклы. 2 «Сказки для развития навыков самообслуживания» 2 «Русские народные сказки для малышей» 2 «Солнечная сказка» (развитие сенсорики, мышления и 2 воображения в младшей группе) Сказка Курочка ряба 2 Сказка Репка (дружба, взаимопомощь) 2 Сказки, способствующие социализации ребенка 2 Разноцветный паровозик. Восприятие цвета. 2 Сказка Колобок 2 Сказка Теремок. Обобщение животные. 2 Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки. 2 Пригласительный билет. Восприятие формы 2 Зимушка-зима 2 Страна Вообразилия 2 Восприятие величины (широкий – узкий) 2 Восприятие величины (большой – маленький) 2 Л.Ф. Воронкова «Маша–растеряша». Обобщение: одежда, 2 обувь. Три медведя 2 Маша и медведь 2 «В гостях у Песочной Феи» — формирование сенсорных 2 эталонов, навыков практического экспериментирования с различными предметами. «День рождения Машеньки» — знакомство со свойствами 2 мокрого песка, используя приёмы лепки. «В стране песка» — обогащение тактильного опыта и 2 экспериментальные игры с песком. Сказки, способствующие социализации ребенка 2 «Солнечная сказка» (развитие сенсорики, мышления и 2 воображения) «Русские народные сказки для малышей» (кумулятивные 2 сказки) «Современная мировая сказка для малышей» - по мотивам 2 произведений Джулии Дональдсон День смеха (развитие воображения, творческого мышления) 2 «Путешествие малыша-осьминога» — развитие образного 2 мышления, стимулирование проявления чувства эмпатии. 7 Май ИюньИюль По мотивам сказок Сергея Михалкова -сказки, которые научат ребят быть отзывчивыми, добиваться результата, уважать родителей, работать в команде. По мотивам сказок Софьи Прокофьевой «Маша и Ойка» «Волшебные путешествия» «Добрый мир» развитие речи детей и их познавательной деятельности, выявление и формирование творческих способностей, снижения агрессивности и развитие навыков саморегуляции. Обобщающие занятия. Диагностические. 2 2 2 2 Возраст детей: 4-5 лет Месяц Тема/содержание работы Количество часов Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь «Давайте познакомимся» (помочь детям ощутить свою значимость в коммуникативных отношениях. «Хоть и не вдруг, но будут друг». Беседа по технике безопасности) «Как поделить печенье!» (формирование коммуникативных отношений. Сказка «Кривая уточка») «Мы волшебники» (мой внутренний мир, формирование представлений. Сказка «Цветик-семицветик») «Чувствительные ладошки» — создание комфортной эмоциональной атмосферы с целью стабилизации психологического состояния. «Почему ты плачешь, бабушка»? (формирование коммуникативных отношений. Сказка «Красная шапочка», Шарль Перро. «В родном доме и стены охраняют» (Развитие эмоционально - волевой сферы. Сказка «Волк и семеро козлят») «Баба -Яга – это интересно». (Мой окружающий мир. Сказка «Гуси - Лебеди» обр.А.Н.Толстого) «Я говорю – здравствуй, ты мой друг» (Формирование коммуникативных отношений. Сказка «Чебурашка и крокодил Гена») «Путешествие в Песочную страну» (социальнокоммуникативное развитие) Мое настроение (подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира) «К тебе пришли в гости». Формирование коммуникативных отношений. Сказка «Лиса и Журавль» из сборника Афанасьева Путешествие в страну страха (расширять представление детей об эмоции "страх" и ее графическом изображении Путешествие в страну Злости (расширять представление детей об эмоции «злость, гнев») Путешествие в страну Грусти (расширять представление детей об эмоции "грусть" и ее графическом изображении) 8 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Январь Февраль Март Апрель Май Новогодняя ночь (психокоррекционные сказки) 2 Мое веселое настроение (тренировать радостные эмоции) 2 Путешествие в страну Вина (познакомить детей с новой эмоцией «вина-стыд» и ее графическим изображением) Путешествие в страну Удивления (расширять представление детей об эмоции «удивление» и ее графическом изображении) «Знакомство с песочным человечком» — воспитание уважительного отношения детей друг к другу. Рассмеши принцессу Несмияну (формировать умение находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением) «Две песочные страны» — формирование социальной компетенции детей, укрепление психического здоровья, развитие творческих, познавательных способностей и речи. «Озеро исполнения желаний» — формирование навыков оценки и самооценки, доброго отношения друг к другу, желания эмоционально поддержать и помочь товарищу. «Путешествие солнечного лучика» — развитие навыков составления связного рассказа посредством решения творческих задач во время игр с песком. «Рисование словами сказочной страны». Игра «Назови сказку с волшебным клубком». Игра «Собери сказку». Практика: Дети в парах словами рисуют сказочную страну, самостоятельно разделив объём выполняемой работы. «Путешествие в Песочную страну» - социальнокоммуникативное развитие Сказка «Сказочные приключения Смешка». Эмоции человека, жесты, мимика . Практика. Чтение отрывка сказки «Сказочные приключения Смешка»; упражнение «Шкатулка улыбок», задание: продолжи сказку. Сочинение четверостишие о Смешке. «Сказка в гостях у цветных красок» Использование цвета детьми при сочинении сказок, упражнение «Цвет сказочных персонажей». Театрализация сказки «Теремок» с куклами би-ба-бо». Повторить с детьми общие правила кукловождения, правила работы за ширмой. Повторить содержание сказки «Теремок». Практика: Показ сказки «Теремок» с куклами би-ба-бо «Сочинение сказок детьми». Дети рассказывают собственные сказки, составленные дома совместно с родителями. «Рассказывание сказки «Репка» от первого лица». Познакомить детей с техникой рассказывания сказки от первого лица на примере сказки «Курочка Ряба». Практика: Распределение ролей между детьми, выбор атрибутов. Дети с помощью психолога рассказывают сказку «Репка» от первого лица. «Сочинение сказки К.И. Чуковского «Путаница» на новый лад.2ч Теория: Чтение сказки К.И. Чуковского «Путаница». «Учимся сочинять сказку» Знакомство с алгоритмом составления сказки. Практика: Игра «Волшебный мешочек», 2 9 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ИюньИюль составление детьми сказки с героями из волшебного мешочка «Придумывание окончания знакомой сказки». Вспомнить 2 русскую народную сказку «репка» Практика: Придумывание детьми окончания сказки. «Играем в сказку» Игра-драматизация сказки по выбору 2 детей. Обобщающие занятия. Диагностические. Возраст детей: 5-7 лет Месяц Тема/содержание работы Количество часов Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь «Давайте познакомимся» (помочь детям ощутить свою значимость в коммуникативных отношениях. «Хоть и не вдруг, но будут друг». Беседа по технике безопасности) «Что такое сказка?» - Отличительные особенности сказок от других литературных произведений. Практика: Игровое упражнение «Моя любимая сказка». «Как поделить печенье!» (формирование коммуникативных отношений. Сказка «Кривая уточка») «Путешествие в поисках радуги» (психоэмоциональное развитие) «Необыкновенные следы» (развитие тактильной чувствительности, воображения) «Поможем миру стать добрее» (психоэмоциональное развитие) «Архитекторы» 2 «В гости я жадину не приглашу» (Развитие эмоционально волевой сферы. Сказка А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке») «Песочное солнце» (создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания и мелких предметов (макаронных изделий, бусин, фасоли) Страна чудес, в которой мы живём (выражение в картине на песке своих чувств, вызванных состоянием природы (радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя). Дорисуй сказку 2 «Как помириться с другом» (Формирование коммуникативных отношений. «Синие листья» Осеевой) «Сказки про себя» (Формирование представлений об окружающем мире. Сказка «Малыш и Карлсон» А.Линдгрен) «Ты мой друг и я твой друг» (Формирование представлений об окружающем мире. Сказка «Иван Царевич и Серый волк» А.Н.Толстого) «У сильного всегда бессильный виноват» (Мой внутренний мир. Формирование представлений. Сказка «Волк и лиса» Афанасьева) «Там, на неведомых дорожках» (развитие диалоговой речи) 2 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Январь Остров сокровищ (развитие пространственного мышления) Февраль «Без чудес нет сказки» Развитие эмоционально волевой 2 сферы. Сказка Два Мороза» «Мечта делает человека сильным» Развитие эмоционально 2 волевой сферы. Сказка 12 месяцев». Театр. развитие мышления. Сказка «Буратино» А.Толстого 2 Март Апрель Май «Мнемотаблцы» - Особенности работы с мнемотаблицами. Практика: На примере авторской сказки В.Сутеева «Под грибом» совместно с детьми составить мнемотаблицу. «Зимняя сказка» - Знакомство с волшебной сказкой «Два мороза». Практика: Придумывание заглавия к сказке, игра «Собери картинку» «Волшебный песок» — формирование позитивного эмоционального фона с помощью игровых упражнений с песком. «Морское путешествие» — снятие психоэмоционального напряжения методами песочной терапии (рисование и лепка), обучение приёмам релаксации, закрепление знаний на морскую тематику. «Ладошки на песке» — развитие эмоционально-волевой сферы посредством коммуникационных игровых упражнений. «Путешествие песочного колобка» — коррекция звукопроизношения посредством снятия эмоционального напряжения методами песочной терапии. «Путешествие в поисках радуги» - психоэмоциональное развитие «Учимся сочинять сказку» - Знакомство с алгоритмом составления сказки. Практика: Игра «Волшебный мешочек», составление детьми сказки с героями из волшебного мешочка. «Придумывание сказки «Колобок» наоборот».1ч. Теория: Используя мнемотаблицу, вспомнить сказку «Колобок». Игра «Перепутанные названия». Практика: Сочинение сказки «Колобок» наоборот. «Рисуем словами сказку о добре»1ч. Теория: Вспомнить близкие по значению слова к слову добро. Практика: Коллективное придумывание сказки о добре. «Придумывание окончания знакомой сказки» - Вспомнить русскую народную сказку «Волк и семеро козлят» Практика: Придумывание детьми окончания сказки. «Сказка о молнии, громе и дожде»-Прослушивание аудио записи сказки «Сказка о молнии, громе и дожде». Практика: Дети рисуют свой страх и рассказывают про него, какой он, на что похож, какого «Сочинение собственной сказки»1ч Теория: Вспомнить алгоритм сочинения сказки. Практика: Придумать свою сказку, состоящую из 6-7 предложений. «Сочинение сказки по словосочетанию».2ч. Теория: Знакомство с техникой составления сказки из словосочетаний 11 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ИюньИюль на картинках. Практика: Составление сказки с использованием картинок (шоколадная луна, сахарный цветок, лунный ежик). Обобщающие занятия. Диагностические. 1.4. Планируемые результаты В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие целевые ориентиры развития детей: Личностные результаты: У дошкольника снизится уровень тревожности. Повысится самооценка и уверенность детей. Повысится культура общения и поведения детей. Метапредметные результаты: Дошкольник приобретет умение сочинять собственные сказки, анализировать и оценивать поведение героев сказки. Ребенок приобретет умение осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние. Предметные результаты: Дошкольник научится пересказывать сказки от третьего лица, научится владеть коммуникативными навыками. Ребенок получит знания о сказке. 2. Организационно-педагогические условия Спецификой данной программы дополнительного образования является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, развитие мотивации и способностей, охватывающий следующие направления развития: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. При распределении модулей программы учитывались основные принципы дидактики, возрастные и психофизиологические особенности детей. Основные формы и методы образовательной деятельности: Словесный (беседа, рассказ, объяснение); Наглядный (показ, видеопросмотр); Частично-поисковый (выполнение творческих заданий). 2.1. Календарный учебный график Содержание Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года: первое полугодие второе полугодие Продолжительность учебной недели Группа 02.09.2024 31.07.2025 45 недели 17 недель 28недель 5 дней 12 Продолжительность деятельности Сроки проведения развития детей Праздничные дни оценки образовательной Для детей от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 минут, детей от 6-ти до 8 лет – не более 30 минут индивидуального Февраль Июнь 04.11.2024 01.-08.01.2025 08.03.2025 01.05.2025 09.05.2025 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы учебный кабинет оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудован в соответствии с санитарными нормами Развивающая предметно-пространственная среда Оборудование Ноутбук Музыкальный центр Песочный стол Проектор Мультистудия Количество 1 1 1 1 1 Кадровое обеспечение: кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа осуществляется педагогами дополнительного образования, что закрепляется Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2.3. Форма аттестации Виды контроля: - текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практического задания по каждому разделу методом наблюдения, теоретические знания проверяются в ходе беседы или фронтального опроса; - тематический контроль проводится по окончании каждой темы. Анализируется участие в играх. Промежуточная (итоговая) аттестация проводится в соответствии с разработанными критериями оценки результатов реализации программы в форме опроса, зачета. Критерии оценки результатов реализации программы: - усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы; - личностный рост, развитие общительности, развитие психических процессов, развитие эмоционально-волевой сферы - индивидуальные особенности. 13 3. Список литературы 1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Москва: ТЦ СФЕРА, 2006. 2.Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г.Гребенщикова.СПб.:Речь,2007.80с. 3.Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д.Формыиметодыработысосказками /Т. Д.ЗинкевичЕвстигнеева. СПб.:Речь, 2008. 240с. 4.КрюковаС.В.,СлободяникН.П.Удивляюсь,злюсь,боюсь,хвастаюсьирадуюсь.Программы э моционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.:Генезис,2003.–208с. 5.Мардер Л.Д. Цветной мир. Москва: Генезис, 2007. 6.Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия вДОУи семье.– М.:ТЦСфера,2010–128с.296с 7.Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб: ТЦ СФЕРА, 2010. 8.Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. СПб.:Речь; М.:Сфера,2009. 144 9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.:Речь; М.:Сфера ,2007.184 с. 14