Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Формирование правильного речевого выдоха у детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющим общее недоразвитие речи

14.02.2022

Формирование правильного речевого выдоха у детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющим общее недоразвитие речи

Попова Д.С.,

Учитель-логопед МБДОУ Детский сад №405 «Родничок»

Свердловская область, г. Екатеринбург

 

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ имеющими тяжелые нарушения речи имеет множество задач, одной из которых является развитие и коррекция физиологического и речевого дыхания.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Вместе с органами слуха, голоса, артикуляции, оно неразрывно связано и взаимодействует между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

 Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции. При помощи этих методик человек учится осознанно управлять всеми фазами дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что положительно влияет на работу организма.  Например, оздоравливающие методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, методика А. Рождественской по снятию напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей, методика А. Г. Ипполитовой по дифференциации ротового и носового выдоха у детей с ринолалией и так далее.

         Цель работы по формированию речевого дыхания детей с ОВЗ состоит в выработке длительного выдоха через рот и умении экономно расходовать запас воздуха во время речи.

           Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Воздушная струя выходит из легких через гортань, глотку, полость рта, носа наружу. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука.

У детей с тяжелым нарушением речи голосовые связки при произнесении смыкаются неплотно, кроме того, создаются не слишком узкие щели или напряженные смычки органами речи при произношении. Определенный объём воздуха при выдохе у детей с ОВЗ возникает между голосовыми складками, вследствие чего, возникает шум, который придает голосу хрипловатый тон. Фальцетное звучание возникает в том случае, когда голос понижается или повышается, а это происходит из-за уменьшающегося давления воздуха при воздухе или при изменении силы закрывания голосовых связок, т.е. когда наблюдается детонация голоса. Так же может присутствовать носовой оттенок голоса, в следствие того, что при произношении звуков в носовую полость попадает только часть воздуха.Хочу такой сайт

Дыхание вне произношения речи у таких детей практически не отличается от правильного, но в данном случае дыхание во время речи сильно затруднено. Часто дети с ОВЗ без проблем выдыхают воздух из легких сразу же после вдоха, как и при нормальном уравновешенном дыхании, из-за этого выдох получается слабым и непродолжительным.

Через упражнения по развитию дыхания у детей с ОВЗ мы можем:

- привести речевое дыхание к нормальному состоянию, а также совершенствовать слитность речи;

- обучить ребенка менять силу и высоту голоса, не меняя нормальный тембр;

- научить четкому звукопроизношению, в результате освоения правильного выдоха – по середине языка, с сильно направленной воздушной струей.

  Многие игровые дыхательно-гимнастические комплексы и упражнения для развития правильного речевого дыхания мы используем как самостоятельно, так и в структуре занятий.

            Таким образом, хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. И наша задача как можно эффективнее использовать любые приемы, пособия, виды деятельности для более быстрой коррекции всех речевых нарушений у детей с ОВЗ.

Ccылка на видео


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».