Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Здание ЖД вокзала

29.10.2022

"Прогулки по Екатеринбургу. О городе через архитектуру".

Ворота города - здание старого железнодорожного вокзала.

Продолжаем серию прогулок по Екатеринбургу знакомством с еще одним важным для нашего города архитектурным произведением конца ХIХ века – зданием старого железнодорожного вокзала.

В 1878 году через Екатеринбург прошла железная дорога, связавшая город с Центральной Россией, что заметно оживило его торговлю, экономику и строительство. В городе были построен вокзал (автор проекта — архитектор Петр Павлович Шрейберг, строитель — Петр Ионович Губонин — русский купец 1-й гильдии, промышленник и меценат) и привокзальная площадь.

Старый вокзал сохранился до наших дней, однако, застроенный со всех сторон, он потерял свое прежнее градостроительное значение. А жаль, ведь строительство этого здания в свое время обозначило новую веху развития Екатеринбурга — это было отражение прогрессивных веяний русской архитектуры.
В архитектуре вокзальных зданий того времени господствовали идеи историзма, обращенного к прошлому. По всей России вырастали вокзалы-игрушки в виде средневековых замков или затейливых теремков, имитирующих старую Русь. В таком же псевдорусском стиле был выстроен и первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга. Д.Н. Мамин- Сибиряк в очерке 1881 года так описал его: «Самое здание его устроено в русском вкусе и поражает своим великолепием, так что трудно сравнить московские, петербургские и нижегородские вокзалы с этим произведением г. Губонина: низкие своды, вычурные колонны, массивная дубовая мебель, словом, все на широкую ногу».
Хочу такой сайт

В объемной композиции здания выделены три выступающих вперед ризалита, акцентирующих три входа, один из которых находится по центральной оси. Этот вход дополнительно выделен пристроем типа древнерусского крыльца, увенчанного башенкой-шатром. Обильная декорировка здания направлена на то, чтобы подчеркнуть его национальные черты. Длинный ряд арочных окон увенчан кокошниками; высокая железная кровля; в кирпичной кладке использован лекальный кирпич, из которого выложены сложные декоративные украшения — наличники окон, карниз, оформление углов башенок, фигурные столбики, поддерживающие центральный шатер. Высокими шатрами акцентированы все три входа.

Декоративное убранство вокзала и прежде было ярким, полихромным. Красный цвет кирпича сочетался с белыми декоративными деталями, веселым шахматным рисунком кровли, изящными линиями кованых чугунных решеток.
Таким вокзал знают и сегодня екатеринбуржцы и гости города. Изменилось градостроительное окружение привокзальной площади. Она обстроена новыми современными зданиями, а напротив вокзала выросла девятиэтажное здание — гостиница «Свердловск» (c 2007 года — «Маринс Парк Отель»).

Таким образом, идея создания «городских ворот», заложенная еще в конце прошлого века, получила развитие в настоящее время.

В 2003 году после реконструкции здание было превращено в музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги под открытым небом.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».